|
Поиск конференций
23.05.2017 11:28:49 V международная конференция и выставка «ОРГЗДРАВ-2017. Эффективное управление медицинской организацией»Это цель, которую поставил Президент РФ Владимир Путин в апреле 2017 года перед отечественным здравоохранением. «Она достижима, при выполнении 2-х условий - повышение эффективности управления и поэтапное увеличение государственного финансирования здравоохранения в 1,4-1,5 раза по отношению к 2016 году в реальных ценах»- подчеркнула на открытии «Оргздрава-2017» руководитель организационного комитета, ректор ВШОУЗ, д.м.н. Гузель Улумбекова.
V международная конференция и выставка «ОРГЗДРАВ-2017. Эффективное управление медицинской организацией»
Дата проведения: 18-19 мая 2017 г. Организаторы: Высшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) Национальная медицинская палата
Уважаемые коллеги! Программа V международной конференции «ОРГЗДРАВ-2017. Эффективное управление медицинской организацией» была построена вокруг главного вопроса, как к 2025 году увеличить продолжительность жизни российских граждан до 76 лет. Это цель, которую поставил Президент РФ Владимир Путин в апреле 2017 года перед отечественным здравоохранением. «Она достижима, при выполнении 2-х условий - повышение эффективности управления и поэтапное увеличение государственного финансирования здравоохранения в 1,4-1,5 раза по отношению к 2016 году в реальных ценах»- подчеркнула на открытии «Оргздрава-2017» руководитель организационного комитета, ректор ВШОУЗ, д.м.н. Гузель Улумбекова. В этом году на конференции собралось 500 руководителей здравоохранения из 62 регионов от главных врачей медицинских организаций и их заместителей до министров здравоохранения регионов. В конференции также участвовали представители Минздрава России, Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Госдумы России, Российской академии наук, руководители профессиональных медицинских обществ. Все они собрались вместе, чтобы обсудить состояние и пути развития здравоохранения России, поделиться ежедневными проблемами, обменяться опытом. Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль отметил, что «такое количество коллег в зале говорит о том, что есть необходимость в таких встречах. Каждый год на конференции мы обсуждаем что-то новое. Мы являемся сторонниками саморегулируемой профессиональной деятельности, постепенного перехода к тому, чтобы мы - профессиональное сообщество брали на себя определенную роль и ответственность». Главное, что отличает эту конференцию – особый стиль обсуждения проблем, без самоотчётов, без комплиментарности. «Надо научиться ставить проблемы и предлагать пути их решения, только так мы сможем продвигаться вперед» - отметила Гузель Улумбекова. Участники конференции выразили уверенность, что сегодня задача руководства здравоохранения и научно-экспертного сообщества — дать реальную оценку ситуации, сложившейся в отрасли, и на основе научного анализа предложить программу эффективных действий. Передовым опытом в управлении здравоохранением поделились зарубежные коллеги. Об инновационных подходах в управлении медицинскими организациями рассказал Ричард Сигрист (Richard Siegrist) – профессор и директор по инновациям Гарвардской школы общественного здоровья. Он ведет циклы по финансово-экономическому анализу деятельности медицинских организаций, по управленческому контролю, занимается проектами по внедрению информационных систем в больницах. Первый доклад профессора был посвящен тому, как при имеющихся ресурсах в здравоохранении достичь большей удовлетворенности пациентов. Всех заставила задуматься его фраза «Ваш пациент может и не вспомнить какими именно его лечили лекарствами или супертехнологиями, но он всегда будет помнить, как вы к нему относились». Второй доклад был о современных способах оплаты медицинской помощи, которые используют наши коллеги за рубежом. «Связанная оплата» подразумевает, что оплата за лечение заболевания происходит за все вместе одним платежом - от поликлиники до пребывания в стационаре, а затем еще и 60 дней за наблюдение и реабилитацию. Фондодержателем является больница. Как выяснилось, это способствует интеграции разных видов лечения, повышению его качества и снижению издержек. Как медицинскому центру стать лидером, рассказал доктор Питер Пистерс (Peter Pisters) – президент крупнейшего в Канаде и Северной Америке медицинского научно-исследовательского медицинского центра University Health Network. Главное, что вынесли участники из его опыта – руководители учреждений должны заниматься «не только тушением пожаров и ежедневной рутиной, но и 50% своего времени тратить на стратегические вопросы». И то, что каждый руководитель в здравоохранении должен понимать, что он несет личную ответственность за развитие своей организации и улучшение здоровья людей своего района, города и страны. Как достичь 76 лет Жаркие дискуссии развернулись о том, насколько зависит достижение 76 лет от деятельности системы здравоохранения. Руководитель ВШОУЗ, д.м.н. Гузель Улумбекова в своем докладе поставила российский системе здравоохранения диагноз, предложила план ее лечения и оценила объем необходимых ресурсов. Ее диагноз – «система здравоохранения РФ хронически больна». Она обозначила 5 ключевых проблем отрасли. 5 проблем российского здравоохранения Первая проблема — в России в период 2012–2016 гг. не произошло заметного улучшения здоровья населения. Общий коэффициент смертности стагнирует на уровне 13,1–12,9 случая на 1 тыс. населения вместо запланированного снижения до 12,3 случая в соответствии с госпрограммой «Развитие здравоохранения»[1]. За этот период ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ) возросла только на 1,6 года и составила 71,9 года в 2016 г. (среднегодовой прирост — 0,4 года). В предшествующий период 2005–2012 гг. (7 лет) ОПЖ выросла на 4,8 года (среднегодовой прирост — 0,7 года), именно тогда государственное финансирование здравоохранения поэтапно увеличивалось. Таким образом, в последние 4 года темп роста ОПЖ уменьшился почти в 2 раза. Это означает, что цель, поставленная в майском Указе Президента РФ[2], по достижению значения ОПЖ в 74 года к 2018 г. не будет выполнена. При этом в 2016 г. значение ОПЖ российских граждан остается на 6 лет ниже, чем в «новых-8» странах ЕС, сопоставимых с Россией по уровню экономического развития[3]. ОПЖ российских мужчин на 7,7 года ниже, чем в этих странах, а смертность детей до 14 лет в 2 раза выше. Это показывает, что нынешняя политика в области здравоохранения России не позволяет достичь поставленных целей по улучшению здоровья населения. Вторая проблема — в период 2012–2015 гг. произошло существенное сокращение кадровых и материально-технических ресурсов отрасли из-за реализации «дорожных карт»[4], в которых был заложен неверный вектор реформ. Ситуация усугубилась снижением почти на 10% (в ценах 2012 г.) государственного финансирования здравоохранения. В результате обеспеченность практикующими врачами сократилась на 2% (7 тыс.), число стационарных коек — на 11% (124 тыс.), число фельдшерских пунктов (ФП) и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) сократилось на 5%, число участковых больниц — на 24%. При этом за данный период поток больных вырос на 1,4 млн чел. (0,6%). Как следствие, возросла нагрузка на врачей, которые и так в 2012 г. работали на пределе своих возможностей (с коэффициентом совместительства 1,5), и сократились объемы бесплатной медицинской помощи. Число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) в расчете на одного человека уменьшилось на 7%, а число госпитализаций — на 9%. Это, естественно, привело к росту недовольства населения. Третья проблема — сегодня у руководства отрасли отсутствует понимание важности поддержания ключевых балансов системы здравоохранения России.
Первый баланс — это соответствие мощности системы здравоохранения сложившемуся потоку больных. Из него следует, что в отрасли нельзя сокращать обеспеченность кадровыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами, тем более при увеличивающемся потоке больных. Это неизбежно приведет к сокращению объемов медицинской помощи и недовольству населения. Второй баланс — реализация цели, поставленной Президентом РФ В.В. Путиным, о достижении к 2025 г. ОПЖ российских граждан, равной 76 годам[5], возможна только при условии увеличения государственного финансирования здравоохранения в 1,5–1,6 раза по сравнению с сегодняшним уровнем (или до 5–6% ВВП). Непонимание этих балансов отразилось как в политике здравоохранения, так и в новой версии госпрограммы «Развитие здравоохранения»[6]. В ней вместо увеличения обеспеченности врачами к 2020 г., как это было предусмотрено в предыдущей версии (до 40,2 на 10 тыс. населения), она останется на уровне 2015 г. (37,5). В этом документе также запланировано дальнейшее сокращение объемов госпитализаций. Расходы на госпрограмму за счет средств ОМС и федерального бюджета за период 2017–2020 гг. сокращаются на 304 млрд руб. по сравнению с суммой, указанной в предыдущей версии. Несоответствие заявленных в госпрограмме целей по улучшению здоровья населения (достижение ОПЖ в 75 лет к 2020 г.) и необходимых для этого ресурсов делает этот документ декларативным. Третий дисбаланс – нарушено эффективное взаимодействия врача и пациента. Для того, чтобы восстановить этот взаимодействие, необходимо, чтобы число врачей росло, а не сокращалось, особенно в первичном звене здравоохранения. Вместе с тем, в 2015 г. дефицит врачей участковой службы достиг 40 тыс. чел., или 56% от расчетного норматива. Необходимо, чтобы у врача были достаточное количество времени на прием пациента, условия для повышения квалификации и достойная оплата труда без переработок, которые отрицательно сказываются на качестве медицинской помощи. Вся система организации и управления здравоохранением должна быть настроена на создание условий для эффективного взаимодействия врача и пациента. Однако, сегодня это не так — вместо решения коренной проблемы с дефицитом врачей принимаются меры, которые только ухудшают ситуацию и отвлекают внимание от этой проблемы. Например, проведение диспансеризации (без дополнительных кадров и финансовых ресурсов) увеличивает поток пациентов в АПУ, соответственно, растут очередность на получение медицинской помощи и нагрузки на медицинский персонал. Избыточные и дублирующие друг друга проверки качества медицинской помощи, внедрение бесполезного института страховых представителей создают излишний документооборот, приводят к непроизводительным потерям средств и времени медицинского персонала. На развитие непрерывного медицинского образования не предусмотрены необходимые финансовые ресурсы. В настоящее время оно полностью реализуется за счет энтузиазма профессиональных медицинских обществ. Реклама - Programavimo paslaugos ir mobiliosios aplikacijos logicants.com Четвертая проблема — недостаточная эффективность управления здравоохранением, которая проявляется в неверно расставленных приоритетах и непроизводительных расходах. Например, в ситуации сокращения общих объемов финансирования отрасли средства ОМС, предназначенные только для оказания медицинской помощи большинству населения (из которых в том числе формируется оплата труда медицинских работников), расходуются на строительство объектов здравоохранения и закупку автотранспорта. Кроме того, эти средства покрывают затраты на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи, например, ЭКО и выхаживание младенцев с экстремально низкой массой тела. Ранее эти статьи расходов всегда финансировались из федерального и региональных бюджетов. В отрасли принимаются и действуют нормативные документы, не согласованные между собой и содержащие избыточное регулирование. Так, по Приказу Минздрава России от 15.07.2016 № 520н вводится до 450 показателей для оценки качества медицинской помощи (таких показателей должно быть не более 20-25). Минздрав России представляет данные по заработной плате медицинских работников в текущих значениях с учетом всех переработок и более высоких заработных плат руководителей вместо базового оклада по квалификационным группам, как это правильно надо бы делать. Пятая проблема - руководители отрасли повсеместно используют практику комплиментарной отчетности, которая не отражает объективную ситуацию в здравоохранении, не предусматривает обратную связь и открытое обсуждение проблем с экспертно-научным сообществом, медицинскими работниками и населением. В результате у руководства страны и регионов складывается недостоверное представление о ситуации в здравоохранении и решение проблем откладывается. У населения поддерживаются завышенные ожидания, а у медицинских работников усиливается неверие в возможность улучшения ситуации. Главный вывод, который делает Гузель Улумбекова — накопившиеся в здравоохранении РФ проблемы, в первую очередь, связаны с неэффективным управлением и недостаточным государственным финансированием. Приоритетные направления развития здравоохранения РФ Участники конференции поддержали 7 приоритетных направлений развития здравоохранения России на краткосрочную и среднесрочную перспективу:
Причем реализовать эти приоритеты необходимо в краткосрочной перспективе. Потому что доступное и эффективное здравоохранение, как ни одна другая отрасль экономики, это залог стабильности и устойчивого развития страны. В августе этого года аналитическая лаборатория ВШОУЗ опубликует расчеты для каждого региона России, на сколько необходимо увеличить ОПЖ к 2025 году, чтобы в целом по стране выйти на 76 лет, и какие финансовые ресурсы для этого необходимы.
Дополнительная информация, вопросы: Алена Александрова al-aleksandrova@mail.ru
Моб. +7(925) 841 00 05 Раб. +7(495) 662 80 96 [1] Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 294. [2] Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики РФ». [3] «Новые-8» страны ЕС включают: Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению, Чехию и Эстонию, которые имеют сопоставимый с Россией ВВП на душу населения — 25–26 тыс. $ППС [4] Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2599-р. [5] Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам (март 2017 г.): http://kremlin.ru/events/president/news/54079. [6] Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 № 394
|
Авторизация
|